Вернуться к обычному виду
Читать twitterЧитать Innoedu_ru Помощь Заставка

Роль бизнес-консалтинга в развитии российской экосистемы инноваций

12.09.2012

Роль бизнес-консалтинга в развитии российской экосистемы инноваций

Сегодняшний пост — о наболевшем. О том, что не все так благополучно в отечественной венчурной индустрии, как о том говорят с экранов телевизоров. Буду говорить от лица коллег-консультантов о том, что заботит лично меня как директора «Инновационного центра Высшей школы экономики» (созданной на базе Университета структуре для помощи стартапам) и руководителя бизнес-инкубатора ВШЭ.

Если вы спросите консультантов, на что они тратят время, то самый вероятный ответ сегодня — «стараемся выжить! ». Мы активно работаем в экспертных жюри, ведем семинары и круглые столы, ездим на конференции, участвуем в конкурсах на госзакупки, ищем клиентов, способных заплатить за услуги «живыми деньгами».

Ведь не секрет, что большинство стартапов являются неплатежеспособными. Вероятно, одна из причин — им некогда работать с клиентами и зарабатывать, они заняты поиском инвесторов и торгуются о величине доли в будущем бизнесе (как говорится, делят шкуру неубитого медведя).

Как консультант, я понимаю, что это всего лишь болезнь роста молодого рынка инновационных стартапов. Порядок не может родиться без хаоса.

Не могу не поделиться с коллегами своим опытом участия в конкурсах на право получения госконтрактов на обучение предпринимателей. Как показала практика, зачастую выигрывают такие конкурсы коллективы негосударственных вузов, предложившие значительно больший размер гарантий. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что программа тренинга на двадцать часов мной была описана на десяти страницах вместе со списком литературы, а у победителя — почти такая же, но на стапятидесяти страницах.

Только этим ли определяется качество программы тренинга для предпринимателей? Ну, конкурсной комиссии видней. Для себя сделала вывод: не стоит играть в эти игры с государственными конкурсами, теряешь кучу времени, тратишь море бумаги, вынимаешь средства из драгоценной оборотки... Как говорится, отделались легким испугом. Ищите доходы на другой полке, коллеги!

Кстати, с целью расширения квалифицированных сервисов для стартапов, в январе 2011 был создан Инфраструктурный фонд РВК (объем — 500 млн. руб., планируется увеличение уставного капитала до 2 000 млн. руб). Декларируемая цель — помочь консультантам преодолеть ту самую «долину смерти», с которой точно так же сталкивается и каждый стартап в начале своего пути.

Чтобы стать сервисным партнером Инфрафонда и получить инвестиционную поддержку, консалтинговая компания должна показать достаточный платежеспособный спрос на свои консалтинговые услуги. Но из сотен просмотренных за полгода нами проектов, лишь две-три способны действительно платить за консалтинговые услуги.

Вот ведь парадокс получается: чтобы получить инвестиции Инфрафонда на развитие консалтингового бизнеса, сначала надо продемонстрировать достаточный денежный поток уже сейчас. И где его брать? Замкнутый круг пока получается...

Понятно, что экосистема инноваций в России только зарождается — и, думаю, без «перекосов» еще никто не проходил этот путь. Но... Но что меня особенно поражает — увлеченные обсуждения начинающих венчуристов и стартаперов, уверенных в том, что приглашение консультанта в свой проект окажется не просто «неполезным», но и «вредным». Вероятно, им просто еще не довелось работать с профессиональными консультантами, которые способны качественно изменить уровень бизнеса, перевести его буквально в следующий класс.

И речь идет не только об «упаковке» проектов, но и в способе мышления самих предпринимателей. Практика доказывает неэффективность инвестиций в незрелые проекты. Один мой коллега из крупного государственного фонда выразил свое искреннее недоумение тем, что даже во вновь создаваемых фондах с участием государственного финансирования не предусматривается такое направление расходования инвестиций, как профессиональное консультирование компании.

И становится очевидным, что разговор среди инвесторов о ненужности консультантов как класса, их бесполезности и безответственности, в первую очередь, выгоден самим венчуристам. Им выгоднее купить стартап «за бусы», чем работать с подкованным предпринимателем, знающим цену себе, своему времени и своему бизнесу.

На самом деле даже не хочется давать отпор подобным заявлениям. Реальные и уважающие себя специалисты не будут тратить времени на споры и обсуждение риторических вопросов...

По сути, вопрос про консультантов — из разряда «что первично: курица или яйцо? ». Моя позиция — помочь проектам подрасти, чтобы через несколько месяцев суметь привлечь инвестиции на более выгодных для предпринимателя условиях и достичь поставленных целей бизнеса.

Все-таки, эффективнее предоставить ОБЪЕКТИВНУЮ информацию о консалтинге как рабочем инструменте для стартаперов — а дальше пусть они сами решают, ценно ли это для них. В конце концов, платят клиенты, доверяя опыту и профессиональным качествам конкретных людей, специалистов в своих предметных областях бизнеса.

Источник: unova.ru


Возврат к списку

1