Вернуться к обычному виду
Читать twitterЧитать Innoedu_ru Помощь Заставка

Обзор статей по инновациям

Пример вузов Азии, или Как России ворваться в топ мировых рейтингов 25.11.2013

Пятнадцать российских вузов, которые подготовили "дорожные карты" по вхождению в топ мировых рейтингов к 2020 году, будут наращивать исследовательский потенциал, привлекать иностранных студентов и преподавателей, менять систему управления вузом, а также продвигать отечественное образование на глобальном рынке. По мнению директора по работе с выпускниками образовательных программ Московской школы управления "Сколково" Екатерины Иноземцевой, университетам РФ стоит присмотреться к опыту азиатских вузов по вхождению в мировые рейтинги.

Российские вузы в Мировом рейтинге QS

© РИА Новости, Инфографика

Российские вузы в Мировом рейтинге QS

"Первая пятерка стран-лидеров экспорта образования за последние 30 лет кардинально не изменилась: по количеству привлеченных иностранных студентов лидируют США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия. При этом эксперты прогнозируют, что через несколько лет в первой пятерке могут произойти изменения. Сегодняшние лидеры могут уступить место новым лидерам образовательного ландшафта: "азиатские тигры" наступают им на пятки", — сказала РИА Новости Иноземцева.

По ее мнению, для некоторых азиатских стран, таких как Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея, привлечение иностранных студентов стало значимой геополитической задачей. Так они решают две задачи: усиливают собственное влияние в мировой экономике и привлекают лучшие таланты для работы в стране.

Китай: центростремительное ускорение

С середины 90-х Китай начал прикладывать существенные усилия для развития национальной системы высшего образования. В 1998 году правительство утвердило законопроект, ориентированный на вывод 100 лучших китайских университетов на мировой уровень. Отдельным вузам была поставлена задача стать достойными конкурентами ведущих мировых лидеров экспорта образования. Примечательно, что эта модель, доказавшая свою эффективность за считаные годы, была взята за образец в России, отмечает собеседница агентства.

Логотип QS WORLD UNIVERSITY RANKINGS

© Quacquarelli Symonds

Методология QS World University Rankings

"В случае с Китаем уже к 2011 году 39 вузов вошли в мировые рейтинги, благодаря грамотному распределению инвестиций со стороны государства. Согласно рейтингу QS, опубликованному осенью 2013 года, три китайских университета входят в топ-100 мировых", — заметила Иноземцева.

По ее словам, сегодня Китай продолжает демонстрировать уверенный темп роста количества иностранных студентов — до 10% в год. К 2020 году по планам китайского правительства их должно стать в 2 раза больше.

Другими факторами, повлиявшими на развитие китайского экспорта услуг высшего образования, стали работа правительства по взаимному признанию степеней и дипломов со странами Европы, Японией и США и привлечение иностранных вузов для размещения кампусов на территории страны.

Первое условие решило проблему изначально диверсифицированного китайского образования и сделало китайские программы стандартными для любого иностранного студента. Второе дало возможность китайцам обучаться в иностранном вузе, не выезжая за пределы страны. К 2013 году University of Nottingham, Duke University, NYU US и другие вузы разместили свои кампусы в Китае.

Свою роль сыграла и адаптация программ под рыночный запрос. Так, например, для студентов, поступающих на англоязычные программы, были упразднены специальные вступительные экзамены по английскому языку, зато введены подготовительные курсы для адаптации к культуре страны и языковой среде. Дополнительными преимуществами для иностранцев является облегченный визово-миграционный режим, а также множество стипендиальных программ.

Южная Корея: дополнительный двигатель

Вручение дипломов

© РИА Новости. Майя Машатина | Купить иллюстрацию

Рейтинг университетов мира QS: что мешает победе российских вузов?

В 2004 году Министерство образования, науки и технологий Южной Кореи инициировало проект Study in Korea, основной задачей которого было обеспечить существенный прирост иностранных студентов, рассказывает собеседница агентства. За последние годы количество иностранцев, приезжающих учиться в Южную Корею и остающихся жить и работать в этой стране, увеличилось почти в два раза. В 2010 году сразу три ведущих вуза были включены в рейтинг лучших по версии QS. Сейчас девять южнокорейских вузов входят в топ-400 рейтинга QS.

По мнению Иноземцевой, страна приложила все усилия для того, чтобы талантливые иностранные студенты не покидали страну после окончания обучения. Для этого корейское правительство, например, обязало работодателей проводить ярмарки вакансий и привлекать на прохождение практики иностранных студентов, по крайней мере, раз в год.

Все иностранные студенты получают для обучения в Корее специальную визу. Учащимся разрешается работа с частичной занятостью: 20 часов в неделю во время учебы не более чем на двух местах работы. "Это означает, что во время обучения студенты уже могут наработать резюме и рекомендации, чем многие из них и пользуются, получая к окончанию программы реальные предложения о работе", — сказала эксперт.

Несмотря на то, что обучение в корейском университете имеет сравнительно низкую стоимость (от 2,5-4,1 тысячи долларов по магистерской программе), правительство Кореи учредило фонд Global Korea Scholarship специально для иностранных студентов, которые обучаются в стране второй, третий год и более. Размер стипендии определяется исходя из показателя GPA (среднего балла за успеваемость) за предыдущий семестр, то есть на стипендии могут претендовать только студенты с показателем не ниже 80 из 100.

Вузы предоставляют персональное финансирование студентам, его размер также рассчитывается в зависимости от успеваемости. "Этот принцип можно интерпретировать так: лучшим талантам — лучшие возможности. Он же сохраняется и при трудоустройстве — чем выше средний балл, тем выше вакансия, на которую может претендовать молодой специалист. Таким образом, корейское правительство стимулирует студентов учиться лучше и буквально "возвращать" вложенные в них инвестиции упорным трудом", — отметила эксперт.

Гонконг: уверенный разгон

Гонконг, считает Иноземцева, будучи бывшей британской колонией, сохранил английскую систему образования. Влияние традиций качественной фундаментальной подготовки, свойственной вузам Великобритании, а также присутствие в университетах профессоров английских колледжей изначально стали хорошим трамплином. Фактически, Гонконг стал маленьким анклавом британской системы высшего образования в Юго-Восточной Азии.

В отличие от большинства азиатских вузов, университеты Гонконга, благодаря исключительно качественному образованию, могут позволить себе выбирать студентов. После окончания средней школы выпускники еще два года готовятся к поступлению в вуз и затем сдают экзамен — аналог российского ЕГЭ, который одновременно является подтверждением о прохождении продвинутого уровня обучения (HKALE), рассказывает собеседница агентства.

"На самые рейтинговые кафедры, разумеется, зачисляются абитуриенты с самыми высокими оценками. Вузы действуют по селективному принципу и принимают только лучших из лучших. При этом срок рассмотрения заявлений от иностранных студентов достигает полугода. И несмотря на это, вот уже несколько лет спрос сильно превосходит предложение", — отмечает Иноземцева.

Всего в Гонконге 9 государственных вузов и несколько частных. Университет Гонконга не единожды становился лидером лучших азиатских вузов. Согласно рейтингам 2013 года, университет занял 43 место в рейтинге The Higher, в рейтинге QS он находится на 26 позиции.

Правительство стимулирует иностранных студентов грантами и стипендиальными программами, которые также связаны с результатами успеваемости и особыми успехами в учебе. По окончании обучения иностранные студенты могут получить рабочую визу, поэтому перспективы трудоустройства в стране более чем реальны, заключила Иноземцева.

Источник: РИА Новости


Возврат к списку


1