Вернуться к обычному виду
Читать twitterЧитать Innoedu_ru Помощь Заставка

Обзор статей по инновациям

Хотите инноваций? Начните с доверия 01.10.2013

Мы мало знаем о реальных историях создания российских технологических компаний. Между тем они существуют, и среди них много настоящих историй успеха. Если кому-то – социологу или журналисту – удаётся обобщить этот опыт, оказывается, что переход к технологическому предпринимательству очень ситуативен. До сих пор он чаще всего происходит не благодаря проработанным механизмам, заложенным внутри инновационной экосистемы, к чему так стремятся федеральные власти. Скорее он основывается на возникшем доверии к отдельным руководителям и командам институтов развития или объектов инновационной инфраструктуры. Именно это доверие становится толчком к смене профессиональной деятельности и самой лучшей поддержкой в первые годы ведения бизнеса.

Многие скажут, что такое положение вещей легко объяснить. Корень проблемы – и об этом постоянно говорят – заключается в том, что институциональная среда всё ещё мало приспособлена к обезличенному ведению технологического бизнеса. Общих понятных правил либо вовсе нет, либо они не работают. Эти проблемы усугубляются тем, что слишком много людей не видит реальную отдачу от инновационной политики, слишком много учёных ещё сомневается, стоит ли менять сферу деятельности и становиться предпринимателями. В конце концов, слишком часто добросовестность чиновников разного уровня справедливо ставится под сомнение. Всё это так, но есть и другое объяснение, связанное с самой природой технологического бизнеса. И здесь российские технологические предприниматели вполне укладываются в глобальный тренд.

Не стоит забывать, что технологический бизнес – это особый вид бизнеса. Подходы к работе в нём такие же неординарные, как и сами продукты, которые он производит.

Стартапы славятся своей плоской организационной структурой, умением быстро реагировать на изменение внешней среды, инициативностью сотрудников и способностью основателей быстро переключаться с технических на маркетинговые задачи. Крупные технологические гиганты не отстают. Всеми силами они пытаются выстроить такую корпоративную культуру, в которой сотрудники могли бы с лёгкостью генерировать новые идеи, а компании – брать их на вооружение. Всё это делается для того, чтобы успеть за развитием рынка и не потерять свои преимущества. Скорость, с которой возникают новые технологии, не позволяет компаниям создавать жёсткие формальные структуры, и в центре экономики знаний оказываются неформальные механизмы взаимодействия. Чтобы оставаться неформальными, но эффективными, компании должны создавать особую среду равных, такую, в которой возникало бы доверие. Доверие в этой области – не абстрактная ценность, это смазочное масло, благодаря которому снижаются трансакционные издержки и активизируются сетевые эффекты. Работать становится проще, а главное – быстрее.

Но доверие не возникает на пустом месте. Классик экономической социологии Марк Грановеттер убедительно показал, что оно порождается феноменом социальной укоренённости. Знакомые люди больше склонны к взаимодействию друг с другом, чем незнакомые. Люди, имеющие схожий опыт или находящиеся в общем социальном окружении, охотнее доверяют друг другу. (Вспомните, насколько легче завязать разговор с незнакомцем, когда вы знаете, что учились с ним в одном университете или ездили в один и тот же летний лагерь.) Если обобщить, получается, что доверие опирается на повторяющиеся взаимодействия, нормы и ценности локальных сообществ. Именно это мы видим в стартапах и технологических компаниях, куда попадают те, кто во многом имеет общий опыт. Обычно это талантливые люди, прошедшие естественный отбор внутри специальных школ и университетов. Каждый из них преодолевает схожий путь профессиональной социализации. Сначала они могут быть наёмными сотрудниками в крупных компаниях, потом основателями своей собственной, а затем инвесторами. Они пересекаются друг с другом на общих профессиональных мероприятиях, работают в совместных проектах, одним словом – постепенно зарабатывают ту степень доверия, которую заслуживают.

Сходная ситуация возникает и внутри инновационной экосистемы. Если институтами развития, бизнес-инкубаторами, технопарками и другой инфраструктурой руководят люди, которые имеют приблизительно такой же бэкграунд, как и её пользователи, да ещё и разделяют нормы и ценности сообщества, новые структуры быстро приобретают легитимность. Репутация руководителя и самой команды компенсирует новизну идеи, сомнения и недостаток времени для её внутреннего осознания. Общий опыт и культурный код становятся гарантом адекватности целых организационных структур. Молодые и опытные технологические предприниматели или учёные, желающие коммерциализировать свои разработки, будут понимать, что начинают работать с профессиональной командой, готовой помогать и защищать их интересы.

Теория легко подтверждается практикой:

эффективнее всего, когда государственную инфраструктуру для развития технологического бизнеса создают сами предприниматели.

Таких примеров в России крайне мало, но они есть. Например, это произошло в Новосибирске. Технопарк новосибирского Академгородка был создан благодаря усилиям местных деловых ассоциаций, объединяющих технологический бизнес, и до сих пор успешно развивается с их участием. Он моментально получил поддержку местного сообщества и дал сильнейший толчок к развитию локальной инновационной экосистемы. Это произошло в разы быстрее, чем со «Сколково», несмотря на разницу в количестве ресурсов и уровне поддержки сверху. Схожая ситуация была и в Петербурге. Фундамент работы бизнес-инкубатора «Ингрия» закладывался финскими и российскими экспертами, известными в профессиональном сообществе и понимающими законы работы технологического бизнеса. Именно благодаря их репутации инкубатор, организованный по инициативе властей Петербурга, завоевал себе столь широкое доверие внутри инновационного сообщества уже в первые месяцы своего существования. Городские чиновники никогда не получили бы такого результата, работая в одиночку и не дав представителям технологического бизнеса широкую автономию.

За почти десятилетие новой инновационной политики стало понятно, что такой индивидуализированный подход к решению вопроса доверия – чуть ли не единственный действительно эффективный в существующих условиях. Он не противоречит сути технологического бизнеса, компенсирует недостатки институциональной среды и помогает адаптироваться к новым идеям. Более того, доверие к отдельным организациям быстро конвертируется в доверие ко всей экономике знаний, укрепляет имидж национальной инновационной системы, делает её более независимой и эффективной. Всем, кто хочет дальше развивать инновации, нужно активно использовать такой подход, расширяя и усиливая полномочия людей, имеющих тесную связь с технологическим бизнесом, на позициях внутри- и окологосударственной инновационной инфраструктуры. Эта стратегия остаётся единственно выигрышной в деле развития экономики знаний. На начальных этапах она будет способствовать развитию технологического бизнеса даже в условиях несовершенных институтов. Ну а в долгосрочной перспективе у неё есть шанс спровоцировать условия, когда инновационный бизнес сможет повлиять даже на такие структуры, как федеральная таможенная служба.

Источник: STRF.ru


Возврат к списку


1