Вернуться к обычному виду
Читать twitterЧитать Innoedu_ru Помощь Заставка

Обзор статей по инновациям

22.03.2013
Большинство инновационных компаний своей главной целью ставят продвижение к IPO – последнему этажу инновационного лифта, который стремятся выстроить российские институты развития инноваций. Первым крупным IPO высокотехнологичной компании в России стало IPO ОАО «ИСКЧ» – Института Стволовых Клеток Человека, прошедшее на ММВБ в 2009 году; на данный момент на РИИ ММВБ-РТС (Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи) обращаются ценные бумаги 31эмитентов с общим объемом капитализации около 38 млрд  рублей.  Безусловно, успешные IPO стимулируют приход на РИИ ММВБ все новых компаний и все новых инвесторов,  однако российский рынок первичных размещений эксперты все еще считают малоактивным.
Денис Пряничников, начальник управления Рынка инноваций и инвестиций ОАО ММВБ-РТС:
Инновационный проект, прежде всего,  должен ставить перед собой целью создание эффективного бизнеса, а в таком инструменте, как IPO, видеть средство привлечения финансирования. Соответственно, IPO не может  стать  для компании самоцелью; это -  один из логичных вариантов продолжения развития бизнеса на определенной стадии.
Естественно, на стадии идеи IPO практически невозможно, исключения здесь более чем редки; все-таки инвесторы, готовые покупать  акции на бирже, хотят вкладываться в работающий бизнес. Вместе с тем, если вы изначально планируете предпочесть IPO продаже стратегу,  вам нужно  заранее позаботиться о многих вещах, связанных со структурой компании и корпоративным управлением, прозрачностью отчетности и т.д.  – только в этом случае   вам удастся совершить выход на биржу успешно.
Не стоит забывать, что, помимо привлечения в компанию денег, при выходе на IPO вы должны  ставить и более долгосрочные цели. Потому что IPO  — лишь начало длинной истории, в течение которой  нужно правильно  выстраивать коммуникации с инвесторами и бизнес-сообществом  в целом. В этом смысле,  IPO — это масштабная пиар-акция с серьезными последствиями.  Поэтому стоит с самого начала задуматься о том, как правильно выстроить стратегию  освещения достижений компании на рынке, как заставить инвесторов воспринимать ваш бизнес как «успешный».
Нужно понимать, что IPO – не только разовый транш финансирования;  оно приносит дополнительные преимущества.   Например,  IPO  сказывается  на узнаваемости бренда:  имя компании начинает  чаще мелькать на страницах газет, и вам становится   проще работать с зарубежными партнерами, с банками, с клиентами. К тому же, вы получаете возможность обращаться к такому инструменту, как листинг, вновь и вновь. Достаточно вспомнить,  что Google зарабатывал на допэмиссии акций несколько раз. Это лишь еще раз доказывает, что компания, принимая решение  об IPO должна выстроить долгосрочную стратегию – и, придерживаясь ее, доказать рынку, что у вас все идет «по плану».
Александр Галицкий, основатель и управляющий партнёр компании «Almaz Capital Partners»:
Я уверен, что  чем больше у предпринимателя амбиций, тем лучше.  IPO — это своего рода Олимпийские игры.  И если мне удастся совершить выход на NASDAQ – это будет огромный успех, это и есть победа на Олимпийских играх. Если же я размещаю акции на российской бирже – это тоже соревнование, спортивное мероприятие на региональном уровне.  Я имею в виду, что развитие бизнеса  должно определяться амбициями  его основателей; фаундеры должны с самого начала нужно строить глобальные планы – в том числе, относительно  IPO .
Существует мнение, что  люди, которые изначально думают об exit, неправы. Считается, что создавать публичные компании бессмысленно, – так как весь рынок поделен великими мира сего. Но вы, запуская свой проект, стремитесь бороться с ними, с великими мира сего. И есть  целая куча вещей, которые  вы должны учитывать, ведя эту борьбу.  Но оставаться амбициозным — это первое правило.   Если молодой предприниматель ставит перед собой цели настолько глобальные, что, даже  если он выполнит всего 30% намеченного, он  уже  сможет  собой гордиться,  —  это правильная тактика.
Юлия Кудрявцева, исполнительный директор IPOBOARD:
Путь молодой компании от early stage до IPO  можно сравнить с тем, как взрослеет ребенок.  Он идет в детский сад,  начинает ходить в начальную школу, наконец, становится старшеклассником. В качестве цели школьник ставит перед собой поступление в университет. И если он строит планы заранее, он изначально готовится к экзаменам, усердно учится, ходит к репетиторам.. Точно так же, если  компания ставит перед собой выход на IPO  как некую глобальную цель, она должна с самых первых моментов своей жизни заботиться о подготовке к этому событию. Компания, еще будучи стартапом,  должна  следить за своей «упаковкой», за ведением отчетности; должна стремиться научиться  разговаривать с инвесторами на одном языке.
Возможно, что на каком-то из этапов, руководители бизнеса решат отказаться от  IPO -   но  внутренняя дисциплина внутри компании и то, что в течение многих лет она была ориентирована на широкий круг инвесторов,  обязательно скажется на качестве ее  роста. Точно так же, ученику, который решил не идти в вуз, а отнес документы в приемную комиссию колледжа, окажутся полезными знания, которые он приобрел при подготовке к университетским испытаниям.
Иван Нечаев,  генеральный директор ««Русские Навигационные Технологии» (РНТ)»:
Российский инновационный рынок растет крайне быстро – примерно на  40-50% в год. Клиентская аудитория в нашей стране очень молода, и высокотехнологичные  компании должны постоянно доказывать своим заказчикам, что их продукция способна действительно изменить жизнь людей к лучшему.  И IPO в какой-то мере можно считать средством для борьбы  с подобным консерватизмом.
Наша компания стала первой российской венчурной компанией, вышедшей на IPO. Произошло это в 2010 году. При этом мы рассматривали несколько вариантов, в том числе  закрытое размещение . Однако мы вышли на IPO  по двум причинам. Во-первых, для нас было крайне важно, чтобы нашу компанию  стали  воспринимать более серьезно такие заказчики, как, например,  крупные игроки нефтяной отрасли и  крупные ритейлеры.  Когда мы разговаривали с представителями  корпораций,  мы чувствовали, что наши собеседники  не могут быть уверены в нашей надежности.  Они опасались, что если компания занимается новыми технологиями, то всегда есть риск, что она внезапно  прекратит свое существование.  Всем крупным заказчикам систем  GPS-мониторинга, которыми мы занимаемся,  нужен был статус нашего бизнеса. И публичное размещение действительно принесло подобный результат.
Во-вторых,  мы хотели выйти на международный рынок. Российская компания,  неизвестная  никому в Европе и  США,  и  компания с широким кругом инвесторов    -  это, в глазах западного клиента абсолютно разные вещи.  После IPO мы смогли добиться удвоения финансовых показателей, и это дало нам дополнительный импульс  к старту международной экспансии.
К тому же,  выход на биржу позволил нам наладить системы финансового учета и отчетности компании. До нашего IPO как таковой статистики по развитию рынка мониторинга транспорта в России не существовало. Поэтому в конце каждого года мы публиковали результаты нашей собственной работы, и к ним «притягивали» показатели эффективности бизнеса других компаний. Теперь же, когда  мы стали вести четко структурированную публичную отчетность, нам удается лучше отслеживать то, как развивается наш рынок.
Словом,  принимая решение о  публичном размещении, о том, чтобы заработать, мы думали в последнюю очередь.
Источник: Unova

Возврат к списку


1